Статьи > Выступления на совещании Союза Проектировщиков

Выступления на совещании Союза проектировщиков России 2019

И. В. Шкопинский – Вице-президент Союза проектировщиков России, генеральный директор ООО «Проектный институт «РосГражданПроект». Выступление на открытом совещании Союза проектировщиков России в рамках «Российской строительной недели» (ЦВК «Экспоцентр» 2-5 апреля 2019 г).
Круглый стол: «Вопросы практического использования BIM-технологий в изысканиях, проектировании и строительстве в РФ»

На качество проектно-сметной документации влияет, в первую очередь, главный архитектор проекта, главный инженер проекта. Он отвечает за инвестиционную привлекательность, за технические решения и за конечный результат. Это лицо очень недооценено, это лицо является ключевым в процессе жизненного цикла зданий и сооружений. Это лицо, кроме того, что несёт прибыль, сверхприбыль инвестору, в 1-ю очередь, государственному инвестору, потому что влияет на всё общество, обеспечивает работой всех строителей, может обеспечить 5-6 специальностей, а творец, проектировщик, архитектор, конструктор, технолог обеспечивают и безопасность, и развитие всей страны, и наш с вами уровень жизни.

Небольшой экскурс в историю, когда у нас был исторический срыв в развитии отрасли при переходе на рыночные отношения и в отрасли творился хаос, борьба за рынок принимала неконтролируемый характер, удешевление шло за счет снижения всего и качества проектных решений, и качества строительных материалов, и использования неквалифицированной рабочей силы. Также не был установлен очень важный баланс госрегулирования и саморегулирования. Можно сказать, что строительством занимались в этот момент все, кто хотел, а за качество никто не отвечал. Печальный пример того времени – это обрушение аквапарка «Трансвааль» в Москве в 2004 г. Обвинен был один человек – архитектор Н. В. Канчели. Уважаемый человек, доктор наук, его обвинили во всех грехах. В тот момент проектировщики не имели возможности себя защищать, как крупные застройщики и инвесторы, т.е. в отношении юридическом здесь достаточно серьёзный пробел, в том числе и в законодательстве.

Серьёзно повлияли на улучшение качества проектно-сметной документации – это введение госэкспертизы 1993 год и 2008 г - переход на саморегулирование, в том числе и в строительстве. Проектировщики, изыскатели, строители получили такую возможность заниматься саморегулированием самостоятельно и лицензии выдавать только тем, кто это заслужил.

Теперь перечислим факторы, которые отрицательно влияют на качество производственной и сметной документации.

Первое, это отсутствие стратегия развития строительной отрасли России. Сейчас находится в разработке, до настоящего момента такой стратегии нет.

Отсутствие единой BIM-платформы для проектирования при госзакупках. Это очень важно, такая платформа должна быть и этим должно заниматься государство. Она должна быть доступна для всех, быть единой, бесплатной. Государство, Госкомитет по нормированию и Минстрой не были этим озабочены.

Финансовый кризис, санкции и контрсанкции тоже имеют своё значение. Было производство и недоверие к Заказчику, недоверие к Госзаказчику после Олимпиады и Чемпионата мира.

Социальное неравенство, как фактор общего снижения интеллектуального потенциала страны, считаю важным: и утечка «мозгов» из региона Москвы и утечка кадров за рубеж.

И некий коррупционный фон, который сохраняется в стране, он остаётся за рамками дискуссии, но он всё-таки имеется.

Дополнительные издержки при производстве проектно-сметной документации. Считаю, что где-то они обоснованы, где-то нет, затраты на госэкспертизу серьёзно влияют на сроки. Затраты на госэкспертизу по времени могут быть больше срока самого проектирования. Госэксперты иногда не жалеют себя, не жалеют проектировщиков для того, чтобы доказать свою нужность.

Недостаточный уровень подготовки специалистов в ВУЗах, профильных ВУЗах. Отсутствие специализации инженеров проектировщиков в области строительства. Излишняя перегруженность гуманитарными предметами в ущерб профильным, в ущерб проектному делу.

Отстранённость профессионального сообщества - Союз архитекторов России, Союз проектировщиков отстранён от законотворческой деятельности, т.е. надо поднимать это на должный уровень.

Отсутствие совместных аналитических центров и обратной связи профессионального сообщества и профильных Министерств.

Отсутствие проектного лобби в депутатском корпусе.

Самоустранение национальных объединений саморегулируемых организаций в строительстве от реальных проблем сообщества. Они больше занимаются своими внутренними разборками.

Требуется синхронизация позиций участников процесса строительства по выбору инструментов в области качества. Предлагается наделить госэкспертизу полномочиями разработки показателей и производить мониторинг качества проектно-сметной документации, если так активно считают, что качество не растёт. У нас другое мнение.

Внести в программу подготовки инженеров строителей по специализации, именно ГИП и ГАП, управляющие проектами.

Внести в программу обучения в профильных ВУЗах предметы по управлению проектами, система менеджмента качества, управление персоналом, менеджмент и маркетинг в проектировании.

Меры по повышению статуса и введения персональной ответственности ГИПов и ГАПов считаю необходимы. Отразить в СНИПе положение о ГИПе и ГАПе, в Градостроительном кодексе, также в Федеральном законе «О технической безопасности зданий и сооружений», в нормативных и законодательных актах следующие меры по повышению статуса и введения персональной ответственности ГИПа и ГАПа. Исходя из того, что ГИПа и ГАПа - единственное лицо, отвечающее за техническое решение и качество, принять ограничительные меры по стороннему влиянию на ГИПа со стороны Заказчика и со стороны эксперта. Считать необходимым устранить возможности такого влияния в отношении принятия технических решений, применения строительных изделий и инженерного оборудования.

Принять, что эксперт (госэксперт) не определяет объём работ, не составляет технического задания подрядчикам изыскания и смежным разделам, не участвует в разработке проектно-сметной документации и технических решений принимать не должен, то, соответственно, оспаривать их и нести солидарную ответственность за них не может. Как вы знаете, сейчас эксперт, якобы, такую солидарную ответственность должен нести, но в жизни я такого не встречал.

Исключить обязательное вхождение экспертизы в проектно-сметную документацию госконтракта.

Сократить объём экспертизы проектно-сметной документации, определения объема строительных работ и проверки соответствия сметной стоимости строительства. Всегда доказывалась сметная стоимость, в советское время, перед Министерствами и ведомствами и никакой экспертизы в то время не существовало, т.е. отстаивалась именно сумма.

Ввести обязательный авторский надзор ГИПа и ГАПа, при отсутствии технического надзора за строительством. Повысить стоимость авторского надзора, считаю необходимым, не менее чем в 5 раз с обязательным включением его стоимости в сводный сметный расчет строительства.

Ввести присвоение статуса ГИПа и ГАПа при стаже не менее 10 лет сугубо проектной деятельности и присвоение статуса - ведущего ГИПа и ГАПа при стаже не менее 20 лет сугубо проектной деятельности. Если Вы знаете, ведущие ГИПы назначается на особо серьёзные объекты, иногда им требуются замы, а иногда ГИПы требуются на отдельные объекты по полному комплексному строительству.

Ввести дополнительную персональную ответственность ГИПа и ГАПа, ведущего ГИПа и ГАПа с возможностью применения к ним таких санкций, как срочное и бессрочное отстранение, дисквалификация, лишение статуса ведущего ГИПа, и лишение статуса ГИПа.

Чернов Сергей Александрович – председатель комитета Российского Союза строителей по совершенствованию нормативно-правовой базы и техническому регулированию.
Тема: «Основные проблемы Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (ППРФ от 16.02.2008 г №87) и методы их решения».

Выступление Чернова С.А.

Тема 87-ППРФ очень интересная и очень большая. Сегодня 87-ППРФ, а именно, состав и требования к содержанию разделов подчеркиваю не к проектно-сметной документации, а проектной документации, сметная документация – это отдельная песня. 87-ППРФ – наш документ основной, который мы выдаём как нашу продукцию. Сегодня четко говорили о том, что есть ГИПы и ГАПы, интеллектуальная и проектная составляющая, т.е. тех людей, которые просто обрабатывают интеллектуальную составляющую и задачи ГИП и ГАП перед проектировщиками. Посмотрите на 87-ППРФ, что это за документ? Возникла необходимость поменять 87-ППРФ, не чуть-чуть рихтовать, а поменять кардинально. Зачем? Все уже привыкли – да! Но существует необходимость, т.к. есть системное противоречие в 87-ППРФ. Полностью сформировано законодательство по стандартизации, вышел закон о стандартизации.

Теперь экспертиза. Ставится вопрос об экспертизе проектов. На всех уровнях: Президент, Администрация. Проекты тепловые, проекты энергоэффективные, даже изменили Град.кодекс под эту дорожную карту. Как соотносится это с 87-ППРФ –не знаем. В каком виде проектная документация должна быть по 87-ППРФ по эффективным проектам - не знает никто.

Следующая тема – цифровизация. Возможна ли цифровизация без того, чтобы всё остальное было бы каким-то образом стандартизовано? Наверное, нет. Мы не можем это сделать пока не будет той базы стандартов основной, стандартов технологий, стандартов процедур. Сегодня свобода разовая, кусочками, ухватками. На сегодня появились отдельные виды объектов: дорожники – живут по своему, Минтранс – по своему, врезка – по своему, трубопроводы –по своему и т.д. Единого подхода нет.

Состав разделов ПД

Теперь инновации. как в этих условиях можно применить инновационную мастику для полов в проектной документации? Отвечаю - Никак! Через 3-4 года или путём получения и разработки СТО, другого выхода нет. Это всё и вызывает необходимость рассмотрения совершенствования системы 87 Постановления, тем более, что сейчас готовятся предложения ко внесению в резолюцию для обращения к Минпромторгу и Минстроу.

87 Постановление в данном виде имеет все признаки административного барьера. Разрешение этого противоречия – путь к совершенствованию проектной деятельности и повышению качества ПД. Без решения данной задачи данной проблемы мы никуда не двинемся: не до «прорывов», не до качества документации.

87 Постановление сейчас это какой-то не понятный чиновничий акт, который принят Правительством без мнения проектировщиков, либо это второй документ, имеет все признаки стандарта системы стандартизации и тогда влияет на все процессы со всеми втекающими и вытекающими последствиями.

Положение о составе разделов ПД (87):

  • Экспертиза ПД. Здесь – нерешенный конфликт интересов;
  • Законодательство об ОИ и стадийность проектирования;
  • Законодательство о стандартизации.
Необходимо в составе разделов ПД сделать
  1. Акцент на эффективность (типовых) проектов;
  2. Цифровизацию и BIM-технологии;
  3. Особеннности для отдельных видов объектов;
  4. Ускоренное внедрение инноваций.

Анонсы других выступлений с совещания смотрите в разделе Новости

Дополнительно
Проектирование полимерной гидроизоляции и кровли зданий

Предыдущая статья:
Современное состояние устройства и эксплуатации мягких кровель